Качество реализации социальных проектов, в т. ч. в рамках государственного социального заказа
Качество реализации и эффективность социальных проектов, в т.ч. реализуемых по линии государственного социального заказа, имеют особую значимость и актуальность. Данная значимость определяется различными требованиями и условиями, в которых анализ полученных социальных результатов, качество и эффективность реализации проектов, степень и уровень удовлетворенности бенефециаров и стейкхолдеров становятся определяющими для совершенствования взаимодействия НПО и государственных органов, финансирующих социальные проекты. В этой связи мониторинг и оценка результатов деятельности НПО, особенно в контексте нормативных требований по формированию, мониторингу реализации и оценки результатов социальных проектов в рамках ГСЗ, стандарта государственного социального заказа становится не столько полезной для организаций, реализующих социальные проекты, сколько необходимой для минимизации рисков неэффективных проектов в перспективе. Поэтому оперативное отслеживание деятельности по проекту, процессов и влияния проекта на вопросы целевой аудитории, своевременная корректировка практических мер, конкретизация действий и усилий различных сторон, непосредственно заинтересованных в результативности социального проекта, становятся актуальными для все всей проектной деятельности в целом.
Но опыт работы в данной сфере свидетельствует о наличии факторов, имеющих как позитивное, так и негативное воздействие на продуктивность и эффективность проектной деятельности.
К факторам, имеющим положительное воздействие на достижение результатов проектов следует отнести:
- наличие заинтересованности Заказчика в результатах мониторинга, а также возможностями для оперативного воздействия на Поставщика услуг с целью повышения качества реализации социальных проектов;
- наличие Методики проведения мониторинга, согласованной с международным оценщиком и утвержденной КДГО Министерства общественного развития РК;
- достаточно высокий квалификационный уровень состава членов мониторинговой группы;
- наличие Концепции и Плана проведения мониторинга;
- системная работа по наблюдению за ходом реализации проектов, возможность оперативного взаимодействия с Поставщиками услуг с целью корректировки хода реализации проектов, обеспечению выполнения всех требований технических спецификаций проектов и государственного стандарта государственного социального заказа;
- наличие финансовых возможностей для полноценной работы.
К факторам, имеющим отрицательное воздействие на достижение результатов проектов следует отнести:
- недопонимание смысла и сути мониторинга отдельными Поставщиками услуг
- отсутствие заинтересованности у отдельных Поставщиков в результатах мониторинга;
- несоблюдение календарных сроков реализации отдельных проектов;
- отсутствие внутреннего мониторинга реализации проекта у подавляющего большинства Поставщиков;
- утрированные качественные индикаторы реализации проекта, отсутствие полного комплекта инструментов и способом получения информации для отслеживания качественных результатов проекта;
- несоответствие, у отдельных поставщиков, Детальных планов реализации проекта Техническим спецификациям в части отсутствия конкретных дат и мест проведения мероприятий, охвата и состава бенефециаров, фамилий ответственных за проведение мероприятий;
- не качественное заполнение отчетных документов (списков, протоколов, отзывов, анкет обратной связи, pre post test, журналов консультаций и пр.) подтверждающих содержание, участников и различные мнения по проводимым мероприятиям;
- не полное соблюдение требований государственного стандарта государственного социального заказа;
- не своевременная информация Заказчика о проводимых мероприятиях, изменениях календарных сроков проводимых мероприятий;
- не соблюдение процедурных сроков согласования отдельных требований технических спецификаций с Заказчиком.
Безусловно изложенные факторы не являются однозначными и исключительными. Поэтому, если у читателей данной статьи будут свои мнения о факторах, влияющих на качество реализации социальных проектов в рамках государственного социального заказа, то мы были предельно признательны Вам за возможность с ними ознакомиться в любом формате. Если у Вас возникли вопросы или предложения по данной теме, обращайтесь по телефону: +7 775 851 6615 (Нуржамал)
Александр Братенков - руководитель проекта «Мониторинг хода реализации проектов в рамках ГСЗ» КГУ «Управление общественного развития» г. Алматы