Новые требования к повышению качества реализации государственного социального заказа: назревшая необходимость!
Новые требования к повышению качества реализации государственного социального заказа: назревшая необходимость! (По материалам семинаров с членами мониторинговой группы по наблюдению за ходом и качеством реализации социальных проектов в г. Алматы, июль- сентябрь, 2020г.)
Государственный социальный заказ, как инструмент решения конкретных вопросов различных категорий граждан, как действенная возможность привлечения населения не только к процессу формулирования, но непосредственного участия в решении задач в социальной сфере, как способ усиления конструктивизма при взаимодействии государственных органов и неправительственных организаций в контексте общей заинтересованности в повышении качества и эффективности социальных программ и проектов в социальной сфере в настоящее время претерпевает весьма знаковые новации и совершенства.
Их значимость в значительной степени подчеркивается тем обстоятельством, что впервые в сферу деятельности НПО в законодательном порядке были введены понятия, которые формирование государственного социального заказа, его реализацию, мониторинг и оценку результатов социальных проектов выводят на новый уровень восприятия и отношения к своей деятельности в рамках ГСЗ. Подавляющее большинство НПО участвуя в конкурсах социальных проектов, предусмотренных государственным социальным заказом своё участие в значительной степени ограничивали лишь подачей конкурсной заявки, реализацией проекта (В случае удачи) и предоставлением в государственный орган финального творческого отчета. Безусловно такая процедура , несмотря на мнения отдельных НПО о необходимости более активного участия в формирования государственного социального заказа в части наименовании конкретных лотов их реальной цены, реализации проектов в соответствии с определёнными и понятными для всех сторон стандартами , систематический мониторинг за реализацией плановых мероприятий и их индикаторов , оценки проектов не только с позиций социальных эффектов, но и экономических , была достаточно удобна и даже комфортна. А если принять во внимание стремление отдельных НПО «любой ценой» выиграть конкурс, то говорить о эффективности таких проектов, достижении качественных результатов и действительном решении социальных вопросов говорить практически не приходится.
В качестве практических мер направленных на повышение эффективности реализации ГСЗ было предложено: формирование государственного социального заказа, определение тематики лотов проводить на основе предметного изучения потребностей населения с учетом региональной специфики, активно используя при этом различные инструменты по анализу реальных проблем и мнения населения по их решению; качественно новое проведение мониторинговых исследований с целью принятия своевременных мер по обеспечению эффективной реализации проектов; проведение оценки результатов реализации проектов в рамках государственного социального заказа, причем оценка будет проводиться экспертным сообществом состоящим из авторитетных и квалифицированных специалистов, обладающих специальными знаниями , подтвержденными соответствующими сертификатами. В этой связи дополнительную актуальность приобретает вопрос создания базы данных тех НПО, которые получили низкую оценку при реализации своего проекта и для которых данная оценка будет своеобразным барьером или стимулом для участия в предстоящих конкурсах.
А. Братенков - руководитель проекта «Мониторинг хода реализации социальных проектов, реализуемых в рамках ГСЗ в городе Алматы»