Пост-релиз вебинара «Финансовая устойчивость НПО: основы финансовой грамотности»
Пост-релиз вебинара «Финансовая устойчивость НПО: основы финансовой грамотности»
29 октября 2020 г. при финансовой поддержке в рамках государственного социального заказа Управления общественного развития г. Алматы и государственного гранта НАО «Центра гражданских инициатив», прошел образовательный вебинар организованный Гражданским центром Алматы (ОФ «Информационно-ресурсный центр») на тему: «Финансовая устойчивость НПО: основы финансовой грамотности».
Тренинг в онлайн формате был предназначен для представителей некоммерческих организаций, гражданских инициатив, групп и для всех заинтересованных лиц. Зарегистрированное количество участников составило порядка 25 человек из разных городов Казахстана.
Тренером вебинара выступила Наталья Янцен - сертифицированный тренер IABE, КазНУ им. Аль-Фараби, MBA по финансам Мичиганского международного университета, внутренний аудитор IFA, международный бухгалтер ICB.
Актуальность темы заключается в том, что обеспечение финансовой устойчивости любой некоммерческой организации является задачей ее менеджмента. Умение определять показатели финансовой устойчивости и анализировать их – важный аспект в формировании собственного капитала.
Данный вебинар содержал эффективные инструменты предоставляющие возможности в наращивании потенциала для достижения финансовой устойчивости, требующих согласованных и обдуманных усилий.
Специфика финансовой деятельности НПО основывается на:
- деятельности только в рамках уставных целей и задач;
- различных источниках финансирования;
- наличии налоговых льгот;
- целевом расходование средств и отчетах за их использование перед донорами;
- дополнительной отчетности перед государственными органами.
Со слов тренера каждая некоммерческая организация должна четко понимать постоянные и необходимые к финансированию собственные расходы, проектные расходы и возможные источники финансирования. Фактически иметь бюджет минимальных расходов, без которых деятельность организации невозможна. При этом разработать список доноров, финансирующих социальные направления той или иной уставной деятельности и пополнять его по мере появления новых. Отслеживать объявления о конкурсах доноров для чего необходимо быть подписанным на рассылки, социальные сайты и периодически производить мониторинг сайтов доноров, центров, оказывающих поддержку НПО.
Кроме этого, необходимым условием финансовой устойчивости является планирование бюджета проектов с учетом постоянных расходов, требований доноров, согласно договорам или их стандартам, налоговых льгот, ситуации с ценами на рынке. Важно обратить внимание на изучение налогообложения на предмет наличия/отсутствия льгот по каждому проекту в зависимости от донора, вида договора, вида расходов и учитывать это при планировании бюджета. Наиболее полно при составлении бюджета применять готовые формулы расчета заработных плат/доходов физических лиц и налогов.
При реализации проектов целевые средства должны быть использованы в те сроки, которые определены в соглашениях, а также в соответствии с утвержденными статьями расходов и их объемами, с правилами и нормами использования этих целевых средств. Важно при реализации какого-либо проекта соблюдать правила банковских расходов для чего необходимо иметь отдельные банковские счета на проекты (удобно для раздельного учета); четко прописывать назначение платежа с указанием наименования проекта/дарителя, грантодателя и т.д.; соблюдать правила конвертации с учетом необходимого количества, сроков; использовать онлайн-банкинг.
В процессе реализации какого-либо проекта вести учет целевых средств:
- подписывать каждый расходный документ к проекту;
- заносить в реестр расходов к финансовому отчету донора;
- сверять с бюджетом фактические траты до совершения расхода;
- при недостаточности средств на покупку по проекту необходимо запросить у донора разрешение на перерасход (в случае, если не оговорено отдельно в договоре);
- вести раздельный учет расходов и доходов по проектам в бухгалтерской программе 1С, а также отдельные финансовые отчеты донорам;
- вести бухгалтерский и налоговый учеты;
- запрашивать от донора письменное подтверждение завершения проекта и целевого использования средств.
Помимо требований доноров необходимо оформлять и производить расходы в рамках целевого финансирования соответственно требованиям по ведению бухгалтерских операций, утвержденных в национальном законодательстве.
Между тем в системе финансового управления организации должна отражаться отчетность перед донорами и государством. Отчетность неправительственных организаций необходима не только для внешнего контроля, но и внутреннего саморегулирования, наряду со строгим соблюдение законодательства. Практически отчет разъясняет, как и где были получены ресурсы, каким образом использовались, как осуществлена деятельность и какие результаты получены с учетом затрат. Отчетность перед донорами заключается в установленные сроки, с составлением графика отчета, согласно формата донора, с предоставлением копии документов и в полном объеме. При этом по завершению процесса сдачи отчета неправительственным организациям необходимо получить от донора подтверждение принятия финансового отчета в письменном виде, которые в последующем сохраняются в течение многих лет.
Законодательство РК предусматривает подготовку неправительственными организациями отчетов различного характера, в том числе в налоговое ведомство. В системе налогой отчетности со стороны НПО отчеты сдаются в установленные сроки (минимум за неделю до сроков сдачи) с составлением графика отчетов. Также по установленным формам необходимо составить список отчетов (форм 200.00, 100.00, 701.01, 700.00 при наличии недвижимости, транспорта и земли 870.00), при этом не допускать пустых отчетов при наличии данных. Составлять налоговые регистры с расшифровкой льгот. После сдачи необходимых документов получить подтверждение принятия налогового отчета (уведомление), а после каждого отчетного периода распечатывать выписку с лицевого счета.
Отдельная отчетность производится по иностранному финансированию, где за любые полученные средства, в том числе от Представительств сдаются формы 017.00 и 018.00. Важно правильно заполнять формы и вовремя отправлять данные отчета во избежание штрафных санкций.
Таким образом, используя полученную информацию и рекомендации тренера неправительственные организации смогут поэтапно улучшить финансовый климат своей деятельности, эффективно использовав различные инструменты в построении гибкой системы управления финансами.
Напоминаем, что в медиатеке Гражданского центра Алматы вы можете увидеть записи обучающих вебинаров для некоммерческих организаций на различные тематики, в том числе прошедшие вебинары с Натальяей Янцен по вопросам налогообложения НКО. Ссылка на запись вебинара здесь https://www.youtube.com/watch?v=ZR2WRYs2I-4
#civilcenteralmaty #cisc2020 #qogamgov