Как НПО участвовать в законотворчестве рассказали на семинаре Гражданского центра Алматы

  • 18 - Қазан, 2021 жыл.

ПОСТ-АНОНС

к семинару на тему «Как НПО участвовать в законотворчестве»

В современных условиях все чаще возникает потребность у заинтересованных граждан и организаций принять участие в законотворческом процессе, так как в сфере законотворчества в основу должны закладываться оценки и предпочтения людей, в интересах которых принимается тот или иной закон. Разработка законопроектов имеет свои фиксированные этапы, сроки и для того, чтобы принимались замечания и предложения граждан надо знать, и изучать Закон РК о правовых актах и административный процедурно-процессуальный кодекс. Активное содействие в информационном ликбезе на данную тему проявил Гражданский центр Алматы (ОФ «Информационный ресурсный центр»), организовав онлайн-семинар «Как НПО участвовать в законотворчестве». Цель семинара - информирование общественности о законотворческой деятельности государственных органов, выявление основных индикаторов, позволяющих оценить позитивные тенденции участия в законотворческой деятельности институтов гражданского общества, а также механизмы участия на стадии разработки проекта закона.

Спикер семинара, известный общественный деятель, член Общественного совета города Алматы, Марат Шибутов, представил слушателям свою приложенную инструкцию на предмет, как и где можно подключаться гражданам и общественным организациям в публичных обсуждениях законопроектов РК.

В настоящее время, законотворческий процесс состоит из двух параллельно текущих этапов – подготовка плана законопроектных работ, то есть планирование и сама разработка законопроектов. В каждом государственном ведомстве согласно плану отбираются члены рабочей группы по разработке законопроекта с возможным привлечением сторонних лиц и организаций, в том числе и депутатов парламента. На этом этапе и есть возможность активного участия граждан и их объединений в законотворческом процессе, которое позволит создать прозрачные для общества процедуры подготовки законов, направленных на удовлетворение своих потребностей. Необходимо отметить, что повлиять на законопроекты можно только в отдельных сферах – это предпринимательство, социальные отношения, образование и здравоохранение, охрана окружающей среды. В таких сферах как национальная безопасность, армия, внутренняя и внешняя политика ничего решить нельзя, так это основа стабильности действующего политического строя.

Когда неправительные организации работают над какими-то социальными проблемами и трудятся годами, то иногда сталкиваются с такими случаями, когда эти проблемы обусловлены законодательством и надо реформировать такое законодательство, и это потенциально можно. То есть продумать свой законопроект, разработать его, подать его публично. Тут нужны лишь квалифицированные знания, финансы, инициатива и желание добиться конечного результата. К сожалению, нет гарантии на положительный исход. Можно участвовать в одиночку напрямую в рабочих группах, на встречах и косвенно, то есть через различные сервисы - НПА и через обращения. Возможность участвовать в составе коалиции, то есть с другими общественными организациями, дальше можно выступать вместе с международными организациями, допустим с программой развития ООН или же в коалиции с какой-либо политической партией в партнерстве. Есть альтернатива настроить орган - разработчик, депутатов, общественные советы или различные уполномоченные органы, выступить с вашими инициативами. Можно использовать все это вместе на разных этапах. Чем больше вовлекается в этот процесс других людей, тем предпочтительнее будет выглядеть предложенная рекомендация.

Сегодня, успешнее всего предпринимать в законотворческом процессе действия по исправлению, какого либо нормативно-правового акта, произвести мониторинг его применения. Можно критиковать проекты закона, что чаще всего и делается, но в свою очередь осуждение лучше оформлять, как указано в правилах экспертизы, тогда это будет легитимно и удобно для взаимодействия. Дозволяется разработать альтернативный законопроект, однако будет довольно тяжело, особенно если нет аналогов, нет модельного какого-то закона, допустим конструированный в ЕС или СНГ, и главное, всё же альтернативный законопроект - это очень большая политическая заявка, и поэтому воспринимается государством серьёзно.

В целом, ясно одно, что все кто старше 18-ти лет имеют право участвовать в законодательной инициативе в Казахстане, и это вселяет уверенность в дальнейшем углублении демократических реформ и формированию гражданского общества. Активные неправительственные организации всегда готовы способствовать совершенствованию законотворческого процесса, к масштабным общественным обсуждениям актов законодательства, которые прямо затрагивают жизненно важные интересы, социальные права населения.

Напоминаем, что мероприятия Гражданского центра Алматы проводятся при финансовой поддержке Управления общественного развития города Алматы в рамках государственного социального заказа.

Обучающие семинары можно просмотреть и на другие темы на нашем YouTube-канале – Civil Center Almaty.

По всем вопросам, обращайтесь в Центр по следующим контактам: 8(727) 398 95 25, 398 94 00, e-mail: info-rc@inbox.ru.




Қазақстан, Алматы

Сатпаев к-сі 30/8,
139-кеңсе.

+7 (727) 398 95 25

Дс - Жм | 900 - 1800

info@civilcenteralmaty.kz

Барлық сұрақтар үшін